Согласно принятых United Nations World Tourism Organization стандартов существует ориентировочная общепринятая классификация отелей, хотя единой международной системы определения звездности нету. Количество звезд в зависимости от класса отеля может варьироваться от 1 до 5, хотя в Арабских Эмиратах есть отели и с 6-7 звездами, которые являются скорее исключением. Разные страны устанавливают свои стандарты и требования для присуждения того или иного количества звезд. Рассмотрим общие принципы оценки качества обслуживания и ориентировочный набор услуг, по которым присуждается определенная категория отелю.
Также стоит отметить, что в одной стране могут присутствовать отели с одинаковым количеством звезд, но отличающимся уровнем сервиса. В таком случае клиент может увидеть пометку + возле количества звезд. Так к примеру, отель 4*+ имеет больший ассортимент услуг и по уровню обслуживания практически приближен к отелю 5*. Не исключены случаи, когда количество звезд может быть умышленно завышено для привлечения клиентов, либо занижено для уменьшения налогообложения. Классификация отелей в России проводится согласно Федерального Закона, который вступил в действие в январе 2019 года. Для классификации гостиниц установлен соответствующий порядок, который позволяет разделить гостиницы по видам и типам номеров.
Отличия гостиничных номеров в зависимости от звездности
Звездность отелей классификацией начинается, как правило от 2 звезд до 5, и по мере возрастания количества звезд увеличивается уровень сервиса и класс гостиницы. Гостиницы с 1 звездой – крайне редкое явление, и могут встречаться только в небольших городках на окраинах. В таких заведениях насчитывают не более 10 номеров, в которых располагаются для постояльца кровать, тумбочка и стул. Для каждого гостя предусмотрено постельное белье, матрац с наматрасником, одеяло, две подушки, два полотенца.
Номер в гостинице 2* только самое необходимое для ночлега и отдыха путешественника. Так стандартно в таких номерах присутствует кровать, шкаф для вещей и стул, а также все перечисленное выше. Туалет и душ могут быть расположены в номере, но чаще всего они находятся на этаже и является общим для нескольких номеров.
В номере гостиницы 3* присутствует все необходимое для комфортного отдыха постояльца за минимальную плату. В таких номерах обязательно присутствует душ с банным наборов, включая шапочку и тапочки, туалет, а также есть бар-кафетерий. Для каждого гостя в номере предусмотрено по три полотенца.
Отель 4* отличается комфортом, но без лишней роскоши и первоклассного сервиса. Багаж при заселении могут не взять, также может отсутствовать круглосуточное обслуживание номера. В ванной ограниченный набор косметики и средств для личной гигиены. В номере кроме кровати и шкафа, есть мягкая мебель для отдыха, журнальный столик и от четырех полотенец на каждого гостя.
Номер отеля 5* отличается роскошью и ориентирован на требовательного клиента, готового платить за высокое качество обслуживания, к которому выставляет повышенные требования. Сервисное обслуживание начинается с момента заселения, когда багаж забирает носильщик. Номер в отеле от 16 м2 с просторной кроватью, высоким матрасом, шкафом, деревянными вешалками, кондиционером, телевизором и мини-баром. В ванной комнате может быть дополнительно биде, телефон, фен, набор брендовой косметики и принадлежностей для душа. Дополнительно в отеле 5* предусмотрен конференц-зал, бассейн, фитнес-центр, услуги ресторана и бара, прачечная, обмен валют и круглосуточное обслуживание номеров.
Классификация номеров в отелях в зависимости от количества звезд предусматривает различный ориентировочный набор услуг и удобств для постояльцев:
|
5* |
4* |
3* |
2* |
1* |
Номер на одного человека, м2 |
от 16 |
до 13 |
10-12 |
10 |
8-10 |
Телевизор и минибар |
+ |
+ |
+ |
на этаже |
на этаже |
Туалет |
+ |
+ |
+ |
1 на 5 номеров |
1 на 5 номеров |
Ванная комната |
+ |
+ |
+ |
2 на этаже |
2 на этаже |
Кондиционер |
+ |
+ |
не обязательно |
- |
- |
Фен |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Кафе, ресторан |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Смена белья |
каждый день |
каждый день |
каждые 3 дня |
каждые 3 дня |
каждые 5 дней |
Смена полотенец |
каждый день |
каждый день |
каждый день |
каждые 3 дня |
каждые 3 дня |
Фитнес-центр |
+ |
+ |
не обязательно |
- |
- |
Требования к оборудованию гостиниц
Обустройство гостиниц любого класса должно соответствовать репутации, уровню звезд и работать на имидж компании. Оборудование для гостиниц подбирается с учетом требований, продиктованных назначением и особенностями эксплуатации. Стандартное обустройство номера предусматривает наличие кровати, шкафа, тумбочки, письменного стола и стула, кресел, зеркала, мини-бара, телевизора, штор и кондиционера.
Требования к кроватям повышаются с увеличением количества звезд, поэтому маленькие кровати можно встретить в бюджетных гостиницах. Подбор холодильника для мини-бара требует учета объема предлагаемых напитков, а также уровня шума. Большие размеры шкафа и наличие в нем деревянных вешалок свидетельствуют о высоком классе номера.
Оборудование санузла также требует соблюдения правил, которые предусматривают наличие душевой кабины, ванны, фена, зеркала, набора косметики, достаточного количества чистых полотенец и банного халата. Звездность отеля диктует нормы по количеству полотенец для каждого постояльца номера.
Оборудование для обустройства холла и рецепшена включает информационную стойку, ящики для ключей, мягкую мебель для холла, тележки для багажа, подставку для зонтов, набор табличек. Требования к этому оборудованию соответствуют классу отеля, поэтому каждая деталь формирует первое впечатление гостя, его оценку уровня сервиса и желание вернуться в гостиницу повторно.
Уборочная техника для отеля включает пылесосы профессионального назначения, парогенераторы, приспособления для мытья окон, различные тележки для горничных, а также таблички. Во время выбора оборудования стоит учитывать уровень шума, издаваемый техникой, а также его производительность, функциональность и энергоемкость.